Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе вы хотели бы получить на базе нашего учреждения дошкольного образования?
Всего 128 человек
Голосование
Что является приоритетным при выборе учреждения дошкольного образования для Вашего ребёнка?
Всего 134 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 268 человек

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА Е.Н.ПОДДУБНОВОЙ.

Дата: 22 июня 2015 в 16:16, Обновлено 11 января в 00:28

Учитель-дефектолог

Поддубнова Елена Николаевна

Опыт работы учителя-дефектолога Е.Н.Поддубновой

Картинки по запросу ребенок произносит звуки

Почему ребенок произносит звуки неправильно?

Некоторые родители не обращают на это внимания. Подумаешь! Нас никто не учил говорить и дети тоже сами научатся. Столько известных людей вошли в историю, несмотря на «фефект». Но никто не знает, чего им это стоило, сколько насмешек, неприятных минут им пришлось пережить.

        А если еще вдобавок ребенок застенчивый, несмелый – это вообще проблема вдвойне. Считается, что звукопроизношение должно быть исправлено к поступлению в школу. Если этого не сделать, то в школе могут возникнуть проблемы с написанием диктантов, чтением. И родители не будут понимать, почему ребенок приносит плохие оценки по чтению и письму. А просто потому, что не произносит и не слышит соответственно у себя правильно звуки. Такое нарушение чтения и письма называется дислексия и дисграфия. А для многих детей нарушение произношения может быть поводом боязни общения со сверстниками (тем более в новом коллективе), боязни вызова к доске и т.д. Бывали случаи возникновения в таких случаях запинок и заикания. Также нарушение произношения сужает рамки выбора профессии, исключая речевые (диктор, комментатор, педагог и т.п.).
      Каковы же причины нарушения произношения? Очень многие считают, что это передается по наследству. На самом деле это происходит очень редко. Чаще всего причиной являются анатомические дефекты органов артикуляции или их слабая развитость. Это неправильный прикус, отсутствие передних зубов, укороченная подъязычная связка, слишком массивный язык. Часто неправильное произношение обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. У таких детей наблюдается слабость языка, губ, щек или, наоборот, излишнее напряжение.
    Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители «сюсюкаются» с детьми, подражая неправильному произношению ребенка и не подозревая, что закрепляют в его речи неправильный образец.
Часто причинами нарушения произношения являются травмы и болезни мамочки во время беременности, родов и первых лет жизни малыша. Наиболее грубые дефекты могут возникать, если плод подвергался вредному воздействию в период от 4 недель до 4 месяцев беременности. Но чем больше вы общаетесь с ребенком, поете песенки, играете, сопровождаете свои действия речью, тем будет выше речевой уровень у вашего ребенка.
Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не четко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребенок произносит вместо [Р] – [Г] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкого неба.
          Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи.
Недостаточно развитый фонематический слух, тогда ребенок заменяет один звук на другой, вместо ШУБА говорит СУБА.
   Иногда у ребенка присутствует в речи одновременно и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, которые требуют длительной и кропотливой работы
     Из-за неправленого строения губ, если губы слишком толстые, если есть укорочение или западения губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание тогда нарушаются звуки П, Б, В, Ф, М и их мягкие пары.
        Из-за дефекта строения челюсти – нарушения прикуса когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней или же между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Тогда это часто приводит к нарушенному произношению звуков шипящего и свистящего ряда Р и Л. Помимо логопедической коррекции такие дети нуждаются в ортодонтическом лечении.
    Из-за укороченой уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка, он плохо поднимается к небу. Нарушается произношение Ш, Ж, Р. В тяжелых случаях также Т, Д, С, З, Ц, Ч.
         Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других ЛОР заболеваний, которые вызывают затруднения носового дыхания.
Но если к 4-5 годам звуки не становятся «на место» или есть перестановки слогов в слове, или ребенок не может полностью проговорить сложные слова, например, велосипед – это повод для беспокойства и обращения к логопеду.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

  А вот зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

1.    Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

2.    Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики крайне затруднительно для ребёнка. 
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
3. Покажите правильное выполнение упражнения. 
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. 
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. 

       

   

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.