Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе вы хотели бы получить на базе нашего учреждения дошкольного образования?
Всего 117 человек
Голосование
Что является приоритетным при выборе учреждения дошкольного образования для Вашего ребёнка?
Всего 119 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 250 человек

Что такое ПМПК? Волнующие вопросы для родителей от специалистов

Дата: 23 ноября 2015 в 13:42, Обновлено 28 июня в 14:17

Что такое ПМПК

(психолого-медико-педагогическая комиссия)?

Целью диагностической деятельности ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создаётся психолого-медико-педагогическая комиссия.

                                                                 Деятельность  ПМПК

  Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) центра осуществляется согласно нормативным документам:

  •     Кодекса Республики Беларусь об образовании от 22.12.2010 года;
  •    Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и    реабилитации от 16.08.2011 №233;
  •    Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии , 2014год.

      С сентября  месяца  ежегодно в центре каждый  вторник, а с февраля месяца с выездом в учреждения образования (согласно графику) работает психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК), которая позволяет своевременно выявить потребности детей в специальном образовании, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психо-физического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество. 

Проведение психолого-медико-педагогического обследования:

    Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с ОПФР, также обследование может осуществляться по инициативе учреждения социального обслуживания, учреждения образования, организации здравоохранения.

В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты:

  –  врач – психиатр,

  –  председатель ПМПК, (директор ЦКРОиР),
  –  учитель-дефектолог, логопед,
  –  педагог-психолог.

Предварительная запись на ПМПК

 Осуществляет директор ЦКРОиР по телефону 2-57-03 осуществляется предварительная запись детей с согласия законных представителей ребенка в возрасте от  рождения  до 18-ти лет. Ведение предварительной записи позволяет подготовиться родителям в сборе необходимых документов.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

Перечень документов предоставляемых на ПМПК указан  в Положении о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации от 16.08.2011 №233

  •  выписка из медицинских документов;
  •  медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
  •  педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок (за подписью педагога, составившего характеристику и руководителя учреждения, заверенная печать) ;
  •  предоставляются результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного или школьного возраста (тетради по русскому языку, по математике для школьников, работы по рисованию, изо деятельности для дошкольников).
  • Психологическое представление на ребёнка с ОПФР (при наличии педагога-психолога в штате учреждения образования).

    В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией.

     Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии. 

   Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:

-  описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.

    На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.

   Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.

Периодичность проведения ПМПК определяется реальными запросами образовательных учреждений на основе анализа банка данных детей в регионе. Администратор банка данных назначается приказом руководителя учреждения образования ежегодно.

Периодичность проведения ПМПК – не реже 1 раза в два года в следующих случаях:

  • при наличии у ребёнка сложного физического и (или) психического нарушения (имеющего статус ребёнка-инвалида);
  • при наличии статуса сироты или оставшегося без попечения родителей.

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:

  1. переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
  2. принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
  3. переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
  4. переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении общего развития детей с проблемами в развитии. Его ре­зультаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.Организация воспитания и обучения детей с проблемами в развитии ставит вопросы изу­чения и выявления особенностей познавательной деятельности, установле­ния характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей, выявление проблем в развитии. Психологическое обследование проводит педагог-психолог, речевое развитие – учитель-логопед или воспитатель, имеющий первую или высшую квалификационную категорию и стаж работы более 15 лет. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личност­ное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, М.М. Семаго. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• эмоциональная подвижность;

• особенности общения;

• реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

• понимание инструкции;

• самостоятельность выполнения задания;

• характер деятельности (целенаправленность и активность);

• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

• работоспособность;

• организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

В ДОУ осуществляется обследование развития:

- детей раннего возраста (2 года) после завершения периода адаптации (для зачисления их в Службу ранней помощи);

- детей 5 лет на предмет выявления речевых нарушений и нарушений звукопроизношения (для оказания логопедической помощи в специализированных ДОУ);

- выпускников (6-7 лет) в начале и в конце учебного года (выявление психологической готовности к школе).

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возмож­ностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обуче­нии, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с проблемами в развитии. Интересующие сведения можно полу­чить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ре­бенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть спе­циально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом, т.е. ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к пла­нированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной актив­ностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку подготовительной к школе группы предлагается:

• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы родителей;

• назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;

• рассказать об основных правилах поведения на улице, в обществен­ных местах, о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно выстроить работу по формированию общей и психологической готовности ребенка к школе.

В ходе психолого-педагогического обследования психолог выявляет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными операциями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд патофизических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойством является способность к регуляции поведения и к самоконтролю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует установить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обучения в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится нейропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В своем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.                                                

    Если:

- вы заметили у своего ребёнка  нарушения познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы;

-затрудняетесь с определением выбора образовательного учреждения и маршрута;

- у ребёнка есть нарушения речевого развития;                                                      

- вашему ребёнку установлена инвалидность;

- в семье проблемы детско-родительских взаимоотношений.

Мы готовы протянуть руку помощи детям с ОПФР

Бесплатные консультации педагога-психолога государственного учреждения образования «Наровлянского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»:

Назарчук Надежды Николаевны

Понедельник:  8.55 -9.25

                            12.05-13.00 (консультирование родителей)

                            14.00-17.30 Социально-педагогическая и психологическая    

                                                   служба

Среда:                 12.05-13.00 (консультирование детей в присутствии или с                

                                                  согласия родителей, законных представителей

                                                  в возрасте до 14 лет)

Пятница:        11.30-12.20(консультирование педагогов и воспитателей                

                                               учреждений образования)

14.00-17.30 Социально-педагогическая и психологическая служба(работа осуществляется по запросу администрации учреждения образования, личное обращение родителей, педагогов и детей в кабинет педагога-психолога Наровлянского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации)

Наш адрес: г. Наровля, ул. Корзуна д.42

т. 8(02355)25703

Гарантируем: - квалифицированную помощь;

                         - надежность;   - конфиденциальность.  

                                            С каждым решением мы

                                            меняем своё будущее.  (Ричард Дэвис Бах)

10 способов ЛЮБИТЬ:

           слушать,

           разговаривать,

отдавать, 

           ценить,

           отвечать,

           делиться,

           наслаждаться,  

           доверять,

           прощать,

           ждать. 

                                                           

Рекомендации родителям ребенка

с особенностями психофизического развития

«Разные возможности – равные дети»

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их и/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания особенного ребенка.
  •  Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
    • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
    • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Вы ребёнку нужны здоровые и счастливые.
    • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно.
    • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость.

Дети с задержкой психического развития

Разные специалисты называют их на своем профессиональном жаргоне по-разному: «двоечники», «маргиналы», «гиперактивные», «дети с задержкой психического развития», «дети с девиантным поведением» — почти в каждом классе любой районной школы есть пара-тройка учеников, с которыми не знают что делать. Они прогуливают и срывают уроки, ничем не интересуются, никуда не хотят поступать, тычут карандашом в глаз соседу по парте и портят школьную статистику.

Диагноз ЗПР (задержка психического развития) пугает родителей, настораживает учителей и воспитателей. Они называют такого ребенка «особым», так как он отличается от своих сверстников в классе или детском саду. А родители начинают бить тревогу только, когда малыш уже находится на пороге школы. Обычно до этого времени замечаниям персонала детского сада мамы и папы не придают должного значения, считая, что их ребенок просто более подвижен (или заторможен), чем другие дети. И ему неинтересно на занятиях потому, сто взрослые не умеют найти к нему индивидуальный подход.

К сожалению, чем позже родители начинают исправлять ситуацию, тем сложнее малышу подтянуться до уровня своей возрастной нормы. Такому ребенку не под силу заниматься вместе со всеми. Он только мешает и отвлекает всех. Он может бегать по классу или прятаться под столом, пока другие в классе рисуют или лепят из пластилина. Или, напротив, будет долго копаться в портфеле, не в состоянии самостоятельно подготовиться к уроку.

Откуда берется ЗПР?

Почти в каждой группе детского сада и в каждом классе есть малыш с ЗПР. Вот несколько фактов, которые, по мнению специалистов, являются решающими в возникновении этой патологии. Это болезни мамы во время беременности, токсикозы, употребление алкоголя, лекарств, курение. Иногда тяжелые роды, удушье плода тоже являются причиной отклонений в развитии малыша. Если родители не уделяют ребенку с первых дней жизни достаточно внимания, он обязательно будет отставать в развитии от своих сверстников. Некоторые ученые считают, что если до трех лет у ребенка нет возможности развиваться вместе со сверстниками, он уже никогда не сможет в полной мере наверстать упущенные возможности.

Особенности ребенка с ЗПР

Дети, у которых в медкарте есть диагноз ЗПР, имеют сниженный темп психического развития. В возрасте 2х лет ребенок не говорит совсем, либо делает это неохотно. Его не интересуют игры, он не ищет внимания окружающих.  Многие родители думают, что малыш перерастет и  все проблемы исчезнут сами по себе. Однако даже спустя несколько лет у таких детей особых «подвижек» вперед нет. Остаются проблемы с речью, дети неправильно строят фразы, им трудно дается выговорить слова, состоящие из трех и более слогов, они искажают звуки, путают окончания. Да, он растет физически, но не разделяет интересов других детей его возраста. Малышу не интересно слушать сказки, считалки, то, что читают ему взрослые, рассматривать картинки. Он быстро устает и делает все, чтобы развивающее занятие побыстрее закончилось. Говорить, рисовать, лепить, конструировать такие дети начинают гораздо позже сверстников, им это неинтересно.

В школе с первых дней такие ученики не в состоянии работать вместе с классом. У них не получается чистописание, в тетрадках заводится грязь. Концентрировать внимание и запоминать информацию они не в состоянии, правила поведения не соблюдают, строить отношения с одноклассниками и педагогами не умеют. Обычно такие дети — инициаторы драк в классе, расторможены и задиристы, на замечания взрослых не реагируют. Дети в классе не хотят с такими забияками и двоечниками дружить, жалуются на них родителям и учителям. Однако сами маленькие забияки считают, что все в классе им симпатизируют.

Другой случай — ребенок с пониженным фоном настроения, но тоже с отставанием в развитии. Он ведет себя совсем по-другому: не может выполнять задания со всем классом, но старается сидеть тихо и незаметно, ни в чем не участвуя. Учитель такого ребенка просто потихоньку перетаскивает из класса в класс, ставя ему незаслуженные тройки, вместо двоек.

Специалисты считают, что ребенок с задержкой психического развития должен быть обязательно по окончании первого класса выведен на специальную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейших перспектив его обучения. При благоприятном исходе малыш выравнивается, догоняет сверстников и может учиться по обычной общеобразовательной программе. В ином случае ребенку ставят диагноз «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».

Что можно сделать

Если вы обнаружили, что уже в раннем детстве ваш ребенок отличается от сверстников (не сидит, когда уже пора; не пошел и не заговорил вовремя), то пора бить тревогу. Обычно окружающие изо всех сил успокаивают родителей, говорят, что у них тоже такое было и это пройдет с возрастом. Уважаемые папы и мамы! Не слушайте никого, беспокойтесь!

  • Начинайте бегать по специалистам, тормошите педиатра и психоневролога. Требуйте, чтобы вам подробно объяснили, что за диагнозы фигурируют в карточке вашего ребенка.
  • Потратьте самостоятельно время на то, чтобы узнать возрастные показатели физической и психической нормы ребенка вашего возраста.
  • Не отказывайтесь от выписанных лекарств! Иногда они просто необходимы, чтобы преодолеть трудности при восприятии нового материала, плохой памяти и концентрации внимания.
  • Обязательно учите ребенка самообслуживанию. В первом классе он должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать обувь.
  • Знакомьте малыша с внешним миром: водите на экскурсии в лес, парк, на речку, рассказывайте об окружающих предмета, вещах и их свойствах. Очень важен опыт, знакомящий детей с природой. Такой досуг с малышом позволит вам набрать природных материалов и устроить развивающее занятие дома: творите поделки из листьев, ракушек, камней, палочек; заведите зверушку или огород на подоконнике, аквариум, учите ребенка организовать уход за ними.
  • Доставайте развивающую литературу, но занимайтесь по предложенным методикам не дольше 5 минут первое время, постепенно увеличивая продолжительность занятия до получаса.
  • Особое внимание уделяйте игре — это основная деятельность детей. Играйте вместе «в дочки-матери», «в магазин», «в доктора» и т. д. Очень хорошо, если другие дети (причем необязательно с ЗПР) будут принимать участие в этих играх. Следите, чтобы ребенок понял правила игры и не нарушал их.
  • Очень важен телесно-эмоциональный контакт с ребенком — чаще берите его на руки, беседуйте «по душам», ласкайте.
  • Обязательно следите за соблюдением режима дня вашего чада. Ребенок с задержкой психического развития должен обязательно спать днем.

Что нужно знать родителям детей с ЗПР ?


Во-первых то, что ЗПР диагностируется не ранее 5-7 лет. До этого постановка диагноза условная, примерная – развитие дошкольников происходит скачкообразно и допускаются довольно значительные расхождения со средней нормой. Индивидуальность темпов развития не позволяет специалисту поставить диагноз в младшем дошкольном возрасте.

Причём чем младше ребенок, тем труднее заподозрить у него ЗПР. У детей до трёх лет корректно ставить подозрение на ЗПР только при обнаружении очень серьёзных, недвусмысленных признаков.
Однако если у ребенка обнаружено отставание от норм, специфическое поведение, по которому делается предположение о развивающемся ЗПР – следует принять адекватные меры. Важно понимать – ЗПР никогда не проходит «сам по себе», «просто с возрастом». Это не пубертатные прыщики, это недоразвитие функций мозга.
Во-вторых, ЗПР это состояние не перманентное, при своевременной, грамотной коррекции дети прогрессируют вплоть до абсолютно нормального состояния психики и интеллекта.
В-третьих, дорогие родители, если у вашего ребенка ЗПР, в подавляющем большинстве случаев ему действительно первые годы лучше будет учиться в специальных классах КРО или в спец школе. Ваш ребенок не такой как все и если вы просто будете делать вид, что это не так, проблема сама собой не рассосётся. Наоборот, именно из-за упёртости родителей страдают дети – коррекция не произведена вовремя, в сензитивный период и время упущено НАВСЕГДА. Если ребенок с ЗПР поступает в класс КРО или спецшколу с первого класса, в большинстве случаев к средней школе он вполне готов вернуться в массовые классы и детский диагноз ЗПР никак не сказывается на его дальнейшей жизни. Если младшую школу ребенок с ЗПР проходит в массовых классах, то интеллектуальные и психические способности практически не восстанавливаются. И даже если к средней школе родители признают проблемы ребенка и отдают его на корректирующее обучение шансы на восстановление способностей минимальные. В-четвёртых, позаботьтесь о правильном и точном диагностировании. Далеко не всегда невролог из районной поликлиники может поставить действительно верный диагноз по ЗПР. Обратитесь к специалистам работающим именно по интеллектуальным нарушениям, а не врачам общей практики! Пожалуй это всё, что можно сказать в рамках краткой общей справки. Вообще тема ЗПР очень обширна о ней можно говорить долго, со вкусом и с разных сторон.

Виды ЗПР

Благодаря квалифицированному психиатру, К.С.Лебединской, была разработана классификация разновидностей задержек психического развития, встречающихся в детском возрасте:

ЗПР психогенного вида – сопутствует заболеванию неблагоприятная обстановка в семье и окружении, отсутствие надлежащего воспитания;

ЗПР конституционного вида – причиной в большинстве случаев является недостаточное созревание лобных частей головного мозга. Дети, у которых наблюдается данное отклонение, отличаются инфантилизмом, их поведение не соответствует возрасту (они более склонны к играм, нежели к обучению). При своевременном лечении корректировка психики дает хорошие результаты;

ЗПР соматогенного вида – причиной является перенесенное заболевание. Такие дети заметно ослаблены, астеничны, отличаются слабой выносливостью;

ЗПР целебрально-астенического вида – причиной является органическое поражение мозга. Такие дети гиперактивны, легко возбудимы, имеют неврозы и частые перепады настроения.

В каждом отдельном случае наблюдаются свои особенности в плане эмоциональной сферы и интеллектуального развития.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики. Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психологалогопеда, дефектолога, педиатрадетского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование,диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений. С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГКТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией иаутизмом.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, арттерапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапиюЛФКмассажводолечение.

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.