Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе вы хотели бы получить на базе нашего учреждения дошкольного образования?
Всего 128 человек
Голосование
Что является приоритетным при выборе учреждения дошкольного образования для Вашего ребёнка?
Всего 134 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 268 человек

Об учебно-методических комплексах "Мир детства", "Умней-ка!" и "Мои первые уроки".

Дата: 20 ноября 2015 в 21:27, Обновлено 2 января в 13:07

Учебно-методический комплекс как средство модернизации образовательного процесса

 Основной целью развития системы дошкольного образования является обеспечение качественного доступного образовательного процесса. Дошкольное образование представляет собой первый уровень общей системы непрерывного образования, в котором воспитывается ребёнок в период от 2 до 6 лет. Разработка учебно-методических комплексов своей целью имеет создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья, развитие профессиональной компетентности педагога, образование родителей, повышение качества дошкольного образования в целом. Среди факторов, влияющих на качество образовательного процесса, значимым является учебно-методическое обеспечение.

 Сохранение здоровья ребёнка в образовательном процессе учреждения дошкольного образования во многом зависит от его оснащения современными средствами обучения, отвечающими особенностям психики и возможностям дошкольника, обеспечивающими личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, единство подходов семьи и учреждения дошкольного образования, преемственность дошкольного и начального образования. Примерами таких средств обучения являются учебно-методические комплексы, обладающие реальным потенциалом сохранения и укрепления здоровья детей в системе дошкольного образования.

 Целостность образовательного процесса – это единство его целей, содержания, средств и форм организации; возможность создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей путем включения в образовательный процесс разнообразных видов деятельности, научно-методическое сопровождение детей дошкольного возраста, в рамках которого закладываются основы развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также для качественного и эффективного перехода на следующий образовательный уровень.

 Реализация названных позиций возможна при условии применения учебно-методического комплекса. УМК – это целостная система учебных изданий с единым замыслом, включая оформительское решение; комплексное методическое сопровождение позволяющее использовать возможности каждого вида учебных изданий, а также гарантирующее взаимосвязь содержания и обеспечивающее полную реализацию учебной программы дошкольного образования. Его использование дает возможность подачи учебного материала и усиления дифференциации, как по содержанию, так и по темпу обучения, что позволяет педагогу обеспечить индивидуальную линию развития каждого ребенка в процессе познания.

 Учебно-методический комплекс – это совокупность средств обучения, предназначенных для ребенка и педагога, органически включаемых в процесс обучения не случайно и изолированно друг от друга, а в определенной системе, взаимосвязано и взаимообусловлено. Каждый компонент комплекса имеет свое особое назначение и выполняет присущую ему функцию, но вместе с тем он направлен на решение общей задачи, стоящей перед всем комплексом. Содержание каждого комплекса имеет двойное адресование: ребёнку и взрослому, и полностью обеспечивает определённый раздел образовательной программы. Оно ориентировано на развитие у дошкольников специальных умений и навыков определённого вида деятельности и творчества, овладение ими полным объёмом знаний, в игровой деятельности, что способствует сохранению их здоровья, эмоционального благополучия, уверенности в собственных силах. Педагогические цели учитывают доступность и лёгкость усвоения материала, продолжительность занятия, не дает эмоционально-физической перегрузки ребёнка в моменты переключения дошкольника на разные виды деятельности. Методика отражает примеры проведения традиционных и новых игровых форм организации образовательного процесса с применением иллюстрированных пособий и тетради для самостоятельного выполнения ребёнком творческих заданий, что обогащает детей яркими эстетическими впечатлениями, снимает стресс перед новым знанием. Иллюстративный материал к конспектам занятий, и игровым сюжетам проблемно-творческого характера, сопровождается пиктограммами, что способствует развитию у детей воображения, дивергентного мышления, способности кодирования и декодирования информации, формированию элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности, а также комфортному эмоциональному состоянию, уверенности в своих действиях.

 Учебно-методический комплекс может применяться в учреждении дошкольного образования на разных видах занятий, в свободной художественной деятельности детей в группе, в семье. Родители с помощью пособия могут получать информацию о содержании занятия, его новизне, организовать досуг с ребёнком и его друзьями дома, что приводит к возникновению гармоничных межличностных взаимоотношений.

 В рабочей тетради для самостоятельного выполнения ребёнком творческих заданий в свободной художественной деятельности в группе и дома — помещён комплект чёрно-белых рисунков проблемно-творческого характера. Ребёнок не ограничен в представлении результата своей деятельности. В структуре и содержании комплекса открывается возможность специалисту и родителям отследить усвоение ребенком объёма и качества получаемой информации и на основании реальных данных оказать своевременную поддержку и помощь.

 Подробнее остановимся на учебно-методических комплексах "Мир детства", "Умней-ка!" и "Мои первые уроки".

 Учебно-методический комплекс "Мир детства" предназначается для работы с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста. Педагоги первых младших групп используют развивающие игры из данного учебного комплекса для организации кратковременной, групповой и индивидуальной работы с детьми на протяжении всего дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Ведущая роль принадлежит взрослым, которые объясняют игровые правила, показывают пример выполнения игровых действий и сами являются активными участниками игрового общения. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавательные и развивающие игры для интеллектуального развития данной серии педагоги используют как часть занятия, для подгрупповой и индивидуальной работы. Готовя инсценировки и театральные представления, активно используются  игры из пособия "В мире сказок" для закрепления полученных детьми представлений о русских народных сказках и персонажах. В средних и старших группах знакомые детям игры выносятся в развивающую среду для самостоятельной деятельности. Определенные игровые задания используются на занятиях по усвоению нового материала, для систематизации ранее приобретенных представлений, знаний, умений и навыков. В своей работе на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по обучению пению развивающие игры из пособия Анцыпирович О. Н. "В мире музыки" постоянно использует наш музыкальный руководитель. Для удобного использования УМК "Мир детства" педагоги подготовили пособия к работе следующим образом: распределили игры по конвертам, файлам, обозначив название и цель, поместили их в плотные коробки.

 Серия учебных пособий "Умней-ка!" рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Во-первых, это использование изготовленных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, которые подходят для кратковременного включения в специально организованную деятельность, для индивидуальной работы и переноса в развивающую среду для свободного пользования. Так, например, педагоги используют в своей работе материал к игровым заданиям "Гусеница", целью которого является систематизация представлений о математических знаках сравнения и "Зимний сон пчелы Сони", способствующему закреплению представлений о плоскостных геометрических фигурах и умению составлять из них композиции.

 Учебно-методический комплекс "Мои первые уроки" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он доступен и удобен в использовании, так как каждому ребенку предоставляется личное учебно-наглядное пособие и рабочая тетрадь, которые используются педагогами и специалистами в специально организованных видах деятельности и  индивидуальной работе. По пособию И. В. Житко "Математический калейдоскоп" в зависимости от возможностей детей на занятии педагог может использовать  часть заданий, а часть заданий и обсуждение оставшегося материала проводится в свободное время. Учебно-наглядные пособия и рабочие тетради воспитанников хранятся в развивающем блоке в доступном для детей месте. Пособие Д. Н. Дубининой "Мир вокруг меня". Данный комплекс подходит для проведения итоговых занятий по ознакомлению с окружающим миром. Определенные задания педагоги используют для занятий по подготовке руки к письму, так как пособие содержит разнообразие способов выполнения игровых заданий, таких как закрашивание, рисование по точкам, соединение стрелкой и др. По учебному комплексу "Путешествие в мир музыки" Л. С. Ходонович работает музыкальный руководитель. Ее работа строится следующим способом. На занятии, используя учебно-наглядное пособие, муз. рук. знакомит детей с определенными музыкальными понятиями, терминологией, а затем в группе проводится работа в рабочих тетрадях, где активным помощником становится воспитатель. Иногда задания выполняются во второй половине дня в индивидуальном порядке.

 Использование всех вышеперечисленных учебных комплексов в разных видах деятельности создает благоприятные условия для проявления творческой активности педагогов и детей, позволяет повысить качество получаемых детьми представлений, знаний, умений и навыков, определить ориентиры совместной деятельности и общения детей, педагогов и родителей как партнеров.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.