В сфере дошкольного образования одними из основных направлений государственной политики являются обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, создание специальных условий для образовательного процесса и оказание коррекционно-педагогической помощи. Задача интеграции детей с ОПФР в обществе выступает в качестве приоритетной. Ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования. Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР и их родителей.
Одной из форм организации помощи воспитанникам с особенностями психофизического развития и их родителей является создание на базе нашего дошкольного учреждения Лекотеки.
Лекотека – это группа психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР и их родителей. Уникальным является то, что она направлена на работу не только с воспитанниками, но и с их родителями. А это очень важно для семьи.
В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».
Лекотека создана для детей, которым необходима помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, воспитателя дошкольного образования. Кроме того, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение семьи. С этой целью разработан комплекс мер, который учитывает особенности психофизического развития детей и их индивидуальные потребности. Специалисты обучают родителей тому, как правильно развивать детей и играть с ними, оказывать им поддержку.
Лекотека – помещение, где воспитанники играют и взаимодействуют с родителями и специалистами. Совместные мероприятия и занятия в рамках функционирования Лекотеки проводятся один раз в квартал в триаде «родитель-ребенок-педагог». Работа специалистов направлена на укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. Для этого: создана адаптивная образовательная среда с учетом зоны актуального и ближайшего развития; реализуется принцип «здоровьесберегающего общения» педагогов, детей и родителей, основанный на уважении личности каждого участника образовательного процесса; гибко и вариативно используются методы обучения и формы организации детей; налажена работа по созданию детского коллектива, сплочению сообщества родителей, по поддержанию доброжелательных взаимоотношений в системе «родитель-ребенок-педагог»; обеспечивается мотивация деятельности, создается для каждого ребенка ситуация успеха.
Основные направления работы Лекотеки:
- включение воспитанников с ОПФР и их законных представителей в образовательное пространство;
- организация взаимодействия воспитанников с ОПФР с законными представителями и специалистами;
- психолого-педагогическая поддержка семьи;
- обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, методам его воспитания и развития;
- коррекция родительско-детского взаимодействия;
- формирование у ребенка представлений и умений, необходимых для поступления в школу;
- создание благоприятных условий для развития самостоятельности ребенка.